Один из любимейших наших проектов в Большом театре Беларуси. Вспоминаю прошлогоднее пастиччо — один из счастливейших вечеров в жизни. "Есть только миг" или час с небольшим ПОЛНОГО, АБСОЛЮТНОГО счастья ("Трое и Моцарт" в Камерном зале Оперы, 20 января 2021. Режиссер — Елена Медякова. Концертмейстер — Лариса Терехова. Татьяна Гаврилова, Юрий Городецкий, Денис Янцевич) Эмоции: Столько всего сошлось для меня в этом пастиччо. Здесь и наблюдения на тему влияния недостоверной рекламы на заполненность зала. И рассуждение о том, что когда героиню поёт добротная, квалифицированная вокалистка, отлично видны режиссёрские находки, а когда, как сегодня (уже вчера?), поёт ЗВЕЗДА, то видна... ЗВЕЗДА... но после спектакля память все равно услужливо подскажет зрителю все режиссёрские находки. Здесь абсолютный восторг от того, КАК был обыгран музыкальный материал — об этом хочу отдельно написать завтра. Восторг от чудес, которые и голосом и актёрским своим естеством творила Татьяна Гаврилова. Необыкновенная красота, точность и сила голоса. Передаваемое через архисерьёзный музыкально-драматический материал послание простушки-кокетки... превращающееся в подлинную драму. И ты смеёшься от удовольствия, от тончайших и вкусных театральных парадоксов... или они стали такими в ЕЁ исполнении? Интеллигентная, тонкая, с достоинством веденная партия фортепиано... Безумный талант юмориста Юрия Городецкого — сила голоса укрепляет такой талант :) . 64 или 67 минут чистого времени длится это действо? В любом случае — немного. Но это было время абсолютного счастья. "Есть только миг — за него и держись"... Но что же делать, если миг уже прожит, а тебе лично и неоднократно запретили снимать в Театре... тоже ведь — тема для обсуждения... Что останется от мига, если не осталось записей? Память о счастье! Всё вздор: счастье не нуждается в объяснениях, истолкованиях, искусствоведческом анализе. Даже в записях. Однажды записи перестают воспроизводить то, что ты чувствовал, — а ведь оно, прочувствованное, никуда не ушло! И ничего, что всего миг. Или 67 минут. Вместо "доброй вам ночи" цитирую Шекли: "Бедный Кармоди! Тебе осталось одно мгновенье. Что же ты будешь делать?" — "Я проживу его", — сказал Кармоди. — "А для чего ещё существуют мгновенья?" Анализ: Итак, образ героини Татьяны Гавриловой – простодушная, наивная кокетка. Нет, никакого опыта, но – отличная интуиция в этом вопросе. Я сказал «простодушная и наивная», но формулировки вроде «неумная, глупенькая, ограниченная» и «с неукоренённой нравственностью» также приемлемы… Ах, поймите правильно: нет у неё никакого расчёта (вот спонтанно, интуитивно она вполне способна сделать великолепный ход!), нет никакого макиавеллизма, никакого цинизма, но: «Ах, я что, и, правда, поступаю дурно?». Так ведь она действительно не понимает! При этом – образ задан вполне условный: эдакая кокетка из красивого папье-маше (вводный танец – почти танец куклы – этот образ вполне очерчивает). Конечно, в принципе, Татьяна способна и столь условный образ наполнить не только очарованием, но живой конкретикой, вызывающей мощное сопереживание. Но используемые авторами действа музыкальные «номера» переводят эту задачу в область высшего художественного пилотажа, делает её решение бесконечно интересным актёрам (сколь можно судить по их энтузиазму), дарит подлинный восторг зрителям! На первый взгляд, первый использованный номер решает эту задачу как раз прямолинейно: первый спетый Татьяной номер – это ария Церлины из оперы «Дон Жуан». Но то, КАК это было спето, всё меняет: задаётся исходно НЕ образ расчётливой девицы, готовой с каждого «состричь», но именно образ ПРОСТОДУШНО НЕПОНИМАЮЩЕЙ, что происходит, к кому прислушаться и как поступить. Трагическая первая ария графини Розины, исполненная затем здесь по достаточно ничтожному (по сравнению с оригиналом) поводу, переводит происходящее уже в плоскость высокой драмы, если не трагедии… но ведь для простушки эти её недоразумения и «побочные эффекты» её флирта с непониманием «так кто же мой избранник?» трагедия и есть! (Замечу, что спета ария была с неслыханной отдачей; по-видимому, режиссёрские задачи понуждают Татьяну петь её в «Свадьбе Фигаро» сдержаннее :) .) Далее, “Crudele” с присущей ей трагической страстью, спетая по поводу чего-то вроде похищенного поцелуя, – это и смешно за счёт контраста масштабов контекста оригинала и контекста происходящего, но это и иллюстрирует масштаб происходящего ДЛЯ персонажа Татьяны Гавриловой… И сочувствие к ней (персонажу) с этой минуты обеспечено абсолютное: зал и покорён певицей, и болеет за недалёкую простушку, запутавшуюся в чахлых кустиках примитивной житейской ситуации и… в вулканических сотрясениях своих «мелких» (по серьёзным масштабам, но у неё-то – свои!) «страстишек». А ведь они, "страстишки" нередко вызывают такую же смертельную боль, как шекспировские страсти. Всё зависит от того, кто ими обуреваем. Когда-то это мощно показал Пристли. Вчера об этом напомнили в Камерном зале. Хочется продолжать, но – очень надеюсь, что мысль моя уже ясна. Сделано всё это Татьяной филигранно: настоящие слезы, изможденное лицо… Я не говорю уже о легкомысленных «порханиях» — там-то задача куда проще. И, конечно, было отдельным счастьем услышать фрагменты донны Анны из «Дона Жуана». Счастливый Вроцлав – он-то слышал не раз и не два, как это поёт Татьяна. В переполненном зале. Но минские ценители получили возможность услышать фрагменты и дома. В незаполненном Камерном зале… но это уже совсем другая история.